Как подрядчику доказать качество и объем выполненных работ, если акты приемки отсутствуют?

АБДУЛЛА ГАСАНОВ

Юрист по экономическим спорам.

Основатель юридической компании «Уральская правовая группа».

На протяжении долгих лет споры по качеству и объему работ, выполненных подрядчиком, являются самыми популярными среди споров, возникающих в подрядных отношениях.

Кроме того, в своей практике мне приходилось сталкиваться с ситуациями, когда Заказчик и вовсе оспаривает факт выполнения Подрядчиком работ, уклоняясь от их оплаты.

Основная цель подтверждения факта, качества и объема выполненных работ — получить оплату от Заказчика в согласованном договором размере.

Если акт о приемке подписан уполномоченным представителем Заказчика, доказать качество и объем выполненных работ Подрядчиком не вызывает особых трудностей. Исключение составляют случаи, когда после приемки работ Заказчиком обнаруживаются скрытые недостатки, возникшие по вине Подрядчика.

Сложности в доказывании возникают, когда подписанный сторонами акт о приемке выполненных работ отсутствует. Под отсутствием акта о приемке работ имеются ввиду ситуации, когда:

— акт не составлялся и не направлялся Подрядчиком Заказчику,

— акт утерян либо передан Заказчику без подтверждения передачи, а Заказчик уклоняется от его подписания;

— акт подписан сотрудником Заказчика, не имеющим полномочий на его подписание,

а также иные подобные случаи.

При этом «сложно» не значит «невозможно». В соответствии со сложившейся судебной практикой акт о приемке работ – не единственное доказательство их выполнения.

Подтвердить выполнение работ в отсутствие акта об их приемке позволит совокупность доказательств (именно совокупность и это важно для себя отметить), среди которых:

  • Общий журнал производства работ (по форме КС-6) – первичный документ, отражающий последовательность, сроки, качество выполнения и условия производства работ. Отметки уполномоченного представителя Заказчика в совокупности с другими доказательствами позволят подтвердить выполнение Подрядчиком работ;
  • Переписка между уполномоченными представителями Заказчика и Подрядчика (в т.ч. в мессенджерах), в которой стороны обсуждают этапы, результаты осмотра промежуточных либо окончательных работ, их приемку, замечания относительно выполненных Подрядчиком работ, согласовывают детали;
  • Акты скрытых работ;
  • Фотографии и видеосъемка выполненных на Объекте работ либо процесса их выполнения – позволят подтвердить факт выполнения работ при условии, что по снимкам и видеозаписям можно установить место съемки, дату ее проведения, строительный объект;
  • Командировочные удостоверения сотрудников Подрядчика, а также оформленные и выданные Заказчиком пропуска на сотрудников и транспорт – позволят подтвердить направление Подрядчиком своих сотрудников на объект для выполнения работ, периоды их присутствия на объекте;
  • Документы, подтверждающие привлечение для выполнения работ Субподрядчиков. Это могут быть подписанные договора, акты приемки выполненных Субподрядчиками работ, документы об оплате этих работ и пр.;
  • Документы, подтверждающие закуп и доставку материалов для выполнения работ на Объекте. Это могут быть товарные, товарно-транспортные накладные и другие документы. Помогут при условии приобретения и поставки материалов в соответствии с условиями заключенного с Заказчиком договора (необходимо будет подтвердить относимость этих материалов к договору);
  • Документы, подтверждающие аренду техники для выполнения работ на Объекте;
  • Заключение экспертизы. Позволит установить объем, виды, качество и стоимость выполненных работ. Порой возможно установить и использованные материалы. Чаще всего экспертиза проводится уже на стадии судебного разбирательства по ходатайству стороны спора;
  • Свидетельские показания. В судебной практике были случаи привлечения в качестве свидетелей бывших работников Заказчика, в чьи трудовые обязанности входила проверка работ на Объекте. Также в качестве свидетелей можно привлечь третьих лиц, которые участвовали в строительстве либо присутствовали на объекте, и могут подтвердить необходимые факты;
  • Акт приемки законченного строительством объекта по форме КС-11 (подписанный с Генподрядчиком), Заключение о соответствии объекта требованиям технических регламентов и проектной документации (ЗОС), Акт ввода объекта в эксплуатацию, кадастровые выписки, содержащие соответствующие сведения.

Рекомендации для Подрядчика:

  • всегда фиксируйте этапы выполнения работ (фото, видео, переписка, промежуточные акты или документы); старайтесь проставить подписи на промежуточных актах или документах у уполномоченных представителей Заказчика;
  • направляйте важные документы официальными письмами на указанные в договоре адреса и контакты Заказчика;
  • акты выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ, подписанные Вами в одностороннем порядке, а также исполнительную документацию после передачи Заказчику отправьте также письмом по почте на юридический адрес Заказчика (с уведомлением о вручении и описью вложения).

Эти доказательства и предпринятые своевременно меры помогут защитить ваши интересы в споре с Заказчиком относительно факта, объема и качества выполненных работ.

Информация актуальна на дату подготовки статьи — 20.02.2025 г.